Сердце Самарканда - Регистан

В 2020 году исполнится 600 лет со времени начала создания ансамбля Регистан в Самарканде. Ровно 600 лет назад правитель Самарканда, известный ученый Мирзо Улугбек построил здесь первое медресе, хонаку, караван-сарай и мечеть, которые и дали начало Регистану. Сегодня от ансамбля, задуманного Улугбеком, осталось лишь медресе. Настоящий вид площадь приобрела во второй половине ХVII века, продолжив нести заложенную Мирзо Улугбеком миссию центра науки и культуры.
Самарканд со своей трехтысячелетней историей был «свидетелем» многих событий. В городе было много школ, медресе, библиотек. По сведениям известного историка, академика В. Бартольда, в 848 году в районе Гафтар города Самарканда существовало 17 медресе. Здесь жили и творили известные ученые и деятели культуры, которые внесли огромный вклад в развитие одного из центров мировой цивилизации. Арабский путешественник Ибн Хаукал, побывавший в Жемчужине Востока в Х веке, писал: «Самарканд такой город, где собраны все учёные и литературные деятели со всего Мавераннахра». Сейчас труды тех самаркандских ученых знают во всем мире.
 
 
В XI веке в Самарканде на нынешней территории комплекса Шахи-зинда в 1066 году правителем Ибрагимом Тамгачханом было построено медресе, которое получило название “Кусамия”. В нем служил мударрисом известный ученый Абу Хафс Нажмиддин Умар бин Мухаммад ан-Насафи, а в ХII веке здесь учился известный поэт Омар Хайям.
В период правления Амира Темура Самарканд выполнял функцию центра торговли, науки и культуры. В этот период в городе строится медресе Ферузшах, Идегу Темур, Мухаммад Султан, Кутбиддин Садр, Биби-ханым и другие. В них работали мударрисами такие известные ученые, как Казизода Руми, Мавлоно Ахмад, Саъдиддин Тафтизони, Сайд Шариф Джурджони, Шамсиддин Мухаммад, Хожа Мухаммад аз-Зохид ал-Бухори, Хожа Абдумалик Самарканди, Тожуддин Салмони, Мавлоно Абдужаббор, Ахмад Кармони, Хафиз Абру, Гиёсиддин Али, Шарафуддин Али-Язди и другие.
После смерти Темура Мирзо Улугбек продолжил работу в этом направлении. Несмотря на существование многочисленных медресе, в 1417 году он начинает строить еще одно в центре города, вблизи своего дворца Куксарай. Там же по его распоряжению возводятся хонаки, караван-сарай и мечеть. Для сооружения этого центра науки и культуры Улугбек превлекает известных архитекторов и инженеров Мавераннахра и Хорасана, таких как Гиёсиддин Коши, Мухаммад ибн Махмуд Исфахони, Юсуф Шерози, Мухаммад ибн Ходжа Бандгир и других. Руководили строительством Улугбек и Казизаде Руми.
Самаркандское медресе по сравнению с построенными к этому времени медресе в Бухаре (1417 г.) и Гиждуване (1433 г.) было намного больше. Помимо лучших архитекторов, здесь работали мастера по обработке камня, резчики по дереву и ганчу, каллиграфы, художники. Общая площадь медресе составляет 81х86 метров. Входной портал, обращенный к востоку, был облицован глазурованными плитами в виде синего неба со звездами, его также украшают различные надписи и изречения из Корана и хадисов. С юга и севера входного портала были возведены два трехъярусных минарета с гулдаста.
Во дворе двухэтажного медресе симметрично был построен летний айван с запасными входными воротами и порталом, а в конце двора или западной части медресе также возвышались два минарета, дарсхона с куполами, между которыми была расположена мечеть. В распоряжении обучающихся в медресе имелось 56 худжр (келий). Каждая худжра делилась на две части, в первой – верхней - студенты спали, а в нижней занимались уроками, готовили пищу. Обычно в каждой худжре жили по два студента.
После завершения строительства в медресе было принято более 100 студентов, которых отбирали в ходе собеседования, а затем делили на три группы. В собеседованиях нередко принимал участие сам Мирзо Улугбек. Кроме учащихся, в медресе жили 10 мударрисов, хофизов и других служителей. Садром и главным мударрисом этого медресе был назначен Салохиддин Мусо Казизаде Руми.
Как писал известный самаркандский ученый, академик Ботирхон Валиходжаев, исследовавший историю медресе Мирзо Улугбека, учеба в нем начиналась в сентябре и продолжалась по март, а с апреля по август были каникулы, на которых студенты разъезжались по домам. Некоторые учащиеся, оставясь в медресе, занимались индивидуально. Срок обучения здесь был от 8 до 16 лет, в зависимости от способностей каждого студента. Исходя из успеваемости, учащимся выдавались месячная стипендия и продукты питания. Неуспевающим студентам прекращали выдавать стипендию и продукты питания, после чего им приходилось тратиться на жизнь из своего кармана. Некоторые студенты не могли освоить программу обучения и оставляли учебу, уходя ни с чем. Тем, кто успешно завершал учебу, выдавался документ об окончании данного медресе. Документ давал право на работу по всему Мавераннахру и Хорасану в должностях мударриса в медресе, муаллима в школах, казия, имама в мечетях, мирзы в админстративных учреждениях и других.
В медресе Улугбека в течение 500 лет преподавали и обучались многие известные ученые, поэты, художники, музыканты, архитекторы. Среди них Гиёсиддин Коши, Мухаммад Хофи, Алоуддин Али Кушчи, Мирам Чалаби, Абдурахман Джами, Ходжа Фазлуллох Абу Лайс, Хусайн Бирджанджи, Давлатшох Самарканди, Шамсиддин Мухаммад Балхи и другие.
В медресе вместе с обучением студентов проводилась научно-исследовательская деятельность. Результаты этих исследований обобщались в трудах этих ученых. При медресе имелась богатая библиотека. Здесь, кроме переписчиков, работали каллиграфы, художники оформители и миниатюристы, переплетчики и другие. Библиотека медресе Улугбека была известна не только в Самарканде, но и по всему Востоку.
После смерти Мирзо Улугбека медресе еще какое-то время продолжало работать. Самаркандский историк Давлатшох Самарканди в своей книге “Тазкират уш-шуаро” сообщает, что в 1487 году в этом медресе обучалось более 100 студентов, им преподавали мударрисы Ходжа Фазлуллох Абу Лайс и Алоуддин Али Кушчи. Алишер Навои в “Собрании утонченных” описывает свою учебу в медресе Улугбека (1465-1469 гг.), где мударрисом был Мавлоно Ходжа Хурд. В XVII веке по сообщениям историка Рокима Самарканди, изложенным в книге “Таърихи Касира” (“История Касира”), мударрисом этого медресе был Кази Соки Зомини.
 После трагических событий в истории Самарканда в начале XVIII и востановления города в конце того же века эмиром Бухары Шахмурадом медресе Улугбека, как другие медресе, возобновило свою деятельность, работая вплоть до 1920 года...
В этом году к 600-летию ансамбля Регистан его дирекция в отреставрированной мечети медресе Мирзо Улугбека планирует организовать выставку “История высшего образования в Самарканде”. Это даст возможность гостям и туристам узнать много нового об истории медресе Самарканда, в том числе увидеть доказательства того, что высшее образование в древнем городе появилось более 1000 лет назад.
 

Биз Twitterда