Чудеса Намангана: Только Аллаху известен секрет святости родника "Бибиона"...

 
Бибионамозор, памятник периода поздней бронзы и раннего железа, расположенный в Чусте, в современном виде сохранился на площади 4,05 гектаров. На территории археологического памятника расположен древний целебный источник, известный под названием «Бибиона-Кайнар булок». Как утверждают ученые, одна из древних культур земледелия зародилась именно в Средней Азии, в том числе в Узбекистане. Найденные в большом количестве материальные находки подтверждают это.
Лучше всего изучен и наиболее известен в этом плане Чустский район. Ввиду того, что культура этой территории досконально изучена, она получила название Чустской. Самые первые введенные в науку материалы по Ферганской долине с археологической и хронологической точки зрения относятся к периоду поздней бронзы.
Чустская культура принадлежит в основном, ко второму тысячелетию до нашей эры –второй половине первого тысячелетия нашей эры. Один из самых известных памятников находится в двух километрах к северу от Чуста на цветущей возвышенности около берега Гавасая, там же находятся развалины крепости и кишлака. Местное население называет эту местность Буонамозор (Бибионамозор). С 1950 года этот памятник исследовался археологом М. Э. Воронцом. В 1951-1961 годах его изучал археолог В.И. Спришевский. Затем в 1974-1982 годах исследования проводились под руководством Ю.А. Заднепровского. В 1982-1984 годах узбекские и петроградские ученые исследовали свыше 500 квадратных метров памятника под руководством академика Ахмадали Аскарова.
За два года раскопок на этом памятнике заложено 80 шурфов и получены важные археологические сведения. Сначала исследователи, изучавшие памятник, не смогли прийти к единому выводу о времени его появления. Однако на основе последних исследований был сделан вывод о том, что памятник относится к X –VIII векам до нашей эры.
Подтверждено особое отношение населения к земле, воде и солнцу в период раннего земледелия. Ввиду чего древний источник на Буонамазоре был сакрализован. Именно поэтому окружающая его местность считалась священной.
Можно сказать, что древнее население Буонамазора находилось на первобытной стадии развития. Мужчины, как правило, выполняли тяжелую работу, женщины, играя большую роль в жизни общины, возглавляли ее.
В процессе изучения памятника Буонамазор был сделан вывод о том, что население Ферганской долины 2800-3000 лет тому назад стремилось выбирать место жительства в предгорьях, по берегам рек, вокруг водных источников и находилось на стадии раннего орошаемого земледелия. В результате долголетнего археологического изучения Буонамазара, Чустской культуры определились ее связи. Ранее, источником этой культуры объявлялась территория Афганистана и Ирана. В настоящее время Чустскую культуру связывают с соседними территориями, в частности, не отрицается влияние Южного Туркменистана на формирование и развитие сельского хозяйства в данном регионе. Действительно, в период формирования Чустской культуры в Средней Азии происходили крупные социально-экономические сдвиги. По наблюдениям ученых-археологов и антропологов данные изменения связаны с кочевниками андроновского типа, которые во II тысячелетии до н.э. распространились в междуречье Енисея и Урала, а в конце II тысячелетия – начале I тысячелетия кочевали в бассейнах рек Волги и Дона. В Ферганскую долину они пришли с севера.
Указанные племена смешались с местным населением, превратив северные регионы в животноводческие зоны, затем, в поисках новых пастбищ отдельные племена ушли на юг. Оставшиеся начали заниматься земледелием в предгорных районах, вокруг водных источников и по берегам рек. Так на северных и восточных территориях Средней Азии возникли новые древние оазисы.
Население проживало в хижинах, построенных из пахсы и в шалашах. Обнаружены также несколько небольших построек, сложенных из пахсы и кирпичей. В основном же обитатели Буонамозора жили в землянках. В это время появились такие значительные поселения, как Касан, Ахсикент, а в Зарафшанской долине – Афрасиаб.
Можно сказать, что источник святой Бибиона – начало всех до единого родников Чуста. По легенде, Бибиона была принцессой. Существует также ряд сказаний, повествующих о несчастьях, преследовавших пренебрегавших чтением намаза. Бытуют сказания о бедах, постигших людей оскорбивших источник. Эти повествованияне являются не вымыслом, так как имеют под собой реальную основу, хотя и могут, в некоторой степени.
 
 
Вода источника обладает целебными свойствами. Особенно хорошо излечиваются здесь глазные болезни и бесплодие. Местные жители говорят, что если погрузиться в спокойную воду источника, недостойные мысли покидают человека, его дух воспаряет как на крыльях. Вода родника кипит подобно сумаляку. Песок на дне принимает самые неожиданные формы, которые может понять и прочитать только самый чистый, самый доброжелательный человек.
Если благоустроить территорию памятника бронзового века Бибиона, привлечь к исследованию прилегающего региона молодых археологов, то памятник привлечёт посетителей не только из нашей республики, но также из иностранных государств.

Биз Twitterда